Духовный аспект СК

В этом форуме можно задать разные вопросы инструкторам школы: о методиках преподавания и т.д.

Moderators: alexey_i, vis, Е.И.

Post Reply
Алексей.
Posts: 42
Joined: 13 May 2004, 10:03
Location: Волгоградская обл.

Духовный аспект СК

Post by Алексей. »

Здравствуйте.
Уже как года два назад прочитал статью об СК, которую написал человек, как мне показалось, в системе разбирающийся (по моему это был И. Скобеев). Там были такие слова:"Духовный аспект РРБ– не внешнее обрамление, дающее иллюзию полноты и завершенности рукопашного боя, но его суть и стержень. В единстве всех аспектов рукопашный бой как практическая дисциплина способствует совершенствованию человека в его мировоззренческой позиции, т.е. является Путем духовного постижения. И если духовный аспект русский, то и Путь, предназначенный для русского человека, будет русским. И внешняя форма рукопашного боя отразит русскость, но не искусственно, а естественно".
А.А. Кадочников писал: "Духовная подготовка должна занимать центральное место в системе тренинга, хотя на начальном этапе обучения, как правило, присутствует неявно.
При осмыслении существа вопроса приходится сталкиваться с группой переживаний необычных понятий, которые трудно описать иным языком, нежели языком религии. Воля или Дух, Сила как проявление Воли, средства проявления Воли, — все эти понятия, являющиеся атрибутами духовных учений, присутствуют в системе рукопашного боя".

До сих пор смысл этих слов остается для меня загадкой.
Что за духовная подготовка? Что за группа переживаний? Какие особенности методики преподавания СК делают ее "Путем духовного постижения"?

Если кто на самом деле знает, о чем идет речь, прошу поделиться информацией, размышлениями.

Алексей.
mazeka
Posts: 13
Joined: 11 May 2004, 17:06

Post by mazeka »

<Что за духовная подготовка? Что за группа переживаний? Какие особенности методики преподавания СК делают ее "Путем духовного постижения"? >

1-й подход (православный)
СК создавалась русским человеком для русских, а у русских основой духовного мировозрения является Православие. Поэтому часть инструкторов ищет в православном учении подтвержения нужности и необходимости именно СК (или более широко просто РБ), а в СК различные сокральные знаки, типа креста и т.д.

Однозначного ответа, правильный это подход или не правильный, сказать нельзя. С одной стороны искать ссылки или методику на работу с сознанием в Православии, связанные непосредственно с РБ, на мой взгляд за уши притянуто. Если человек хочет что-то найти - он это найдет, даже если этого нет. В Православии этого НЕТ, но многим хочется чтобы было. С другой стороны для человека верующего найти дополнительные силы в экстремальной ситуации не является чем-то сложным. Для православного человека это прежде всего обращение к Богу через молитву, что успешно делали наши предки, которых трудно обвинить в отсутствии боевого духа. Лично для меня слова апостола Павла "Если Бог с нами, то кто против нас?" заменяют все медитативные техники и спец. психологическую подготовку. Но это вопрос веры, которая проходит через всю жизнь человека и непосредственно к РБ отношения ИМХО никакого не имеет

2-й подход (восточный)
На техническую базу СК наложен медитативный опыт из восточных единоборств. Созерцание, отрешенность в бою и т. д. У восточников это хорошо проработано.

3-й подход (современный)
Психологическая подготовка бойца проводится современными методиками, основаные на современном представлении о психике человека. Отработка навыков с реальным оружием, в реальных условиях и т.д. Одним словом программирование.

Могут быть еще вариации на тему, все зависит от личности инструктора. Говорить об особой духовной подготовке - выдавать желаемое за действительное. В СК ничего этого специально нет. Так или иначе все сводится к перечисленным вариантам. Связка СК-Духовный Путь - это дань восточной традиции, где действительно техническая база и психология сильно интегрирована одно в другое, осюда эффект боевого единоборства как искусства. Любое искусство подразумевает определенную духовную работу над собой.

На мой взгляд двигать СК в этом направлении - ошибка. СК не боевое искусство в восточном понимании, а изначально позиционировалось скорее как искусство выживания. СК не делает человека лучше в духовном смысле. Конечно, человек будет чувствовать себя увереннее в экстремальной ситуации, но чисто в прикладном аспекте (не менее увереннее будут чувствовать себя скажем и спортсмены - боксеры, борцы, но никто не говорит, что бокс это духовный путь, и что при помощи бокса человек познает мир)
Алексей.
Posts: 42
Joined: 13 May 2004, 10:03
Location: Волгоградская обл.

Духовный аспект СК

Post by Алексей. »

Спасибо за ответ.
То есть, ответ заключается в том, что духовной подготовки нет вовсе.
Подход, конечно, интересный но, как мне кажется, не достаточно глубокий.
Отмечу, что из предлагаемых подходов, лишь первый (Православный) относится к сути нашей темы, а два других это пути душевной (психологической) подготовки (о чем Вы сами и пишите).
Со многим согласен, но меня смутили слова А.А. Кадочникова которые я привел в своем вопросе. Думаю к его мнению об СК есть смысл прислушиваться :wink: .
Удачи.
mazeka
Posts: 13
Joined: 11 May 2004, 17:06

Post by mazeka »

Даже если мы рассматриваем личные предпочтения создателя Системы (изначально Православие), то реально никаких видимых методик для развития духовной стороны занимающегося СК лично я не вижу. То что человек занимающийся СК становиться постепенно добрее и милее это конечно хорошо, но к духовности и к работе с сознанием отношение имеет очень косвенное. Толчком к Православию - СК стать может, но не подменить его (а Путь это на мой взгляд подмена, да еще и с буддиским уклоном)

Но найти прочную идеологическую (духовную) базу очень хочется. У СК - Православие, у других русских стилей - язычество. Но елки-палки, никогда русские не рассматривали ремесло как духовную практику, в отличии от тех же восточников. Богу Богово, а Кесарю кесарево. Ремесло и талант рассматривался как что-то данное свыше, а не наоборот, при помощи ремесла решать духовные проблемы. Сама идея ремесло-духовный путь, хорошо ложиться на буддизм, с основной идеей, что ТОЛЬКО человек сам является кузнецом своего счастья (т. е. без Бога) У православных подход другой, мы тоже куем свое счастье, но вместе с Богом, а значит личные достижения в Православии не рассматриваются как что-то абсолютно принадлежащее личности, без Божьего промысла.

К сожалению уровень православного образования (в том числе и по богословским проблемам) у людей, считающих себя православными очень низкий, отсюда и дикая мешанина в головах. Считать СК (или другое ремесло) как постижение духовного пути в принципе возможно, но совсем не означает правильного результата. То что сам Кадочников, что-то лично испытал и решил, что это от Бога (а от Бога ли?) совсем не обязательно произойдет с другим человеком. Это очень опасный путь и рекомендовать СК как Путь духовного постижения для православных - на мой неискушенный взгляд просто ересь (в православном понимании)
Last edited by mazeka on 27 May 2004, 16:41, edited 1 time in total.
mazeka
Posts: 13
Joined: 11 May 2004, 17:06

Post by mazeka »

Повтор удалил
AGK
Posts: 3
Joined: 12 Jun 2004, 21:16
Location: Москва

Заголовок сообщения: Духовный аспект

Post by AGK »

:wink: Заранее прошу прощения за косноязычность.
По-моему, дело вот в чем:
СК отличается от восточных единоборств, прежде всего подходом в обучении - приходится ломать свои стереотипы восприятия, искажающие внешний мир фильтры для правильного восприятия тех
жизненных принципов (физических законов в приложении к биомеханике), которые составляют основу СК. А для этого нужно смирение и общение с единомышленниками по занятиям, чтобы формализовать и обобщить те ощущения, умения, работу со своим телом которым обучают на занятиях. Это общение очень сильно сближает занимающихся превращая их фактически в единоверцев, несмотря на разную конфессиальную принадлежность. Не будешь делиться, не будешь воспринимать приходящую к тебе информацию, ничему не научишся. Более того, система сама отсеивает людей пестующих гордыню - !Я! просто не позволит нормальным образом циркулировать информации. Либо меняйся, либо свободен. Вот и получается церковь в рамках группы. А вот дальнейшее ее движение:
к Богу или к бесу (думаю не надо пояснять, что занятия восточными единоборствами, являющимися по сути дела неотъемлимыми частями чань буддизма, даосизма и прочих измов, имеющих языческую природу, является, мягко говоря, делом неправедным) очень сильно зависит и от духовности руководителя и единомышленников.
Достаточно задать себе вопрос :"Для чего ты занимаешся СК?", что бы понять будет ли духовный рост от этих занятий. Если цель стать самым "крутым", самым сильным и могучим, то извини, ни о каком расте духа речи быть не может. А вот желание помочь в критической ситуации научиться выжить себе самому и другим, а потом еще и деткам своим и не только своим эти знания и умения передать, и желание пробудить дальше эту эстафету передать, желание стать лучше, чище, тебя и самого начнет поднимать и менять. Правда, и в этом случае, можно запросто впасть в гордыню. Но это уже выходит за рамки темы. Тут уж лучше Флоренского почитать.
Шмель
Posts: 9
Joined: 16 Jun 2004, 19:08
Location: Краснодар

Post by Шмель »

Ребята , поясните как это СК может быть основана на православии если сам отец-оснаватель в своих книгах пишет антиправославные вещи?
AGK
Posts: 3
Joined: 12 Jun 2004, 21:16
Location: Москва

Духовный аспект СК

Post by AGK »

По поводу антиправославных вещей можно сказать вот что:
и оккультные и православные методы строятся по сходным принципам,
но цели при этом диаметрально противоположные по сути.
Что касается книг по СК, то писались они по-видимому не только А.А. Кадочниковым да и не им, наверное, а людьми желающими деньжат оторвать на модной теме, вот и появились чакры, мантры и прочая не совместимая с истинной верой маета.
Единственное снисхождение в этом плане может быть вот каким - люди прошедшие пограничное состояние между жизнью и смертью в реальном бою на благо ОТЕЧЕСТВА, как истинные ВОИНЫ имеют право на личное суждение в этой области. Православный же имеющий сомнения должен разрешить их либо у духовника, либо у приходского батюшки.
Более того, стоит еще раз ответить себе на простой вопрос: зачем ты занимаешся СК?!
Шмель
Posts: 9
Joined: 16 Jun 2004, 19:08
Location: Краснодар

Post by Шмель »

А К Г :
Я писал о книге Кадочникова , там приведена его фотография со свяшенником и в ней же говорится про происхождение человека- про то как обезьяна стала на ноги итд -какое здесь православие?
User avatar
Вадим
Posts: 227
Joined: 05 May 2004, 18:33

Post by Вадим »

2 All

Мужики, может харэ бредить? Заняться нечем?
Алексей.
Posts: 42
Joined: 13 May 2004, 10:03
Location: Волгоградская обл.

Post by Алексей. »

Вадим, подрастешь все поймешь.
User avatar
Вадим
Posts: 227
Joined: 05 May 2004, 18:33

Post by Вадим »

Алексей,
Ну разве что в припадке старческого маразма
Попов
Posts: 8
Joined: 01 Nov 2004, 15:16
Location: москва

Post by Попов »

...СК не боевое искусство в восточном понимании, а изначально позиционировалось скорее как искусство выживания. СК не делает человека лучше в духовном смысле. Конечно, человек будет чувствовать себя увереннее в экстремальной ситуации, но чисто в прикладном аспекте (не менее увереннее будут чувствовать себя скажем и спортсмены - боксеры, борцы, но никто не говорит, что бокс это духовный путь, и что при помощи бокса человек познает мир
----------------

Именно наличие Духовного развития отличает Боевое искусство от спортивных и армейско- милицейских направлений.
Боевой аспект СК- это 5% от ТОГО чему можно научиться (слова Деда)

Это видимая часть айсберга, а сутью является именно Духовный рост (как и во всех серьезных системах китайских или других)
sasha
Posts: 35
Joined: 24 Sep 2004, 11:49
Location: Москва

Слепые поводыри слепых.

Post by sasha »

Соединяете не соединяемое.У восточных всё запушено,и нам туда же надо.Любое прикладное или спортивное занятие не имеет ни какого духовного аспекта,ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.В войне,или уличной драке духовного нет ни чего?На ринге друзей тоже нет.Есть противник, и его надо победить.А уже потом он не противник.Но это потом.В зале надо работать по полной.А вот вышел из зала,то будь человек.Сходи в церкву, за предков умерших помолись,о здравии родных иблизких,и о врагах своих помолись,их надо прощать.Но только своих,личных.Вот и будеш ты русский духовный человек,или не русский но всё же духовный. Звереть в зале конечно не надо,и цель стать сильнее и добрее должна быть,но не более того.Давным давно,православие было воинственным,а воинство было православным,и первые христиане на руси были воины.У них такой вопрос не стоял,и даже не лежал.И более чем тысячилетняя история Руси,как православного государства,наглядно показывает,что не надо выдумывать влисапед,его уже придумали за нас.Пользуйтесь.Где просто,там ангелов со сто,а где мудрено там не одного.
putnik
Posts: 59
Joined: 11 Jun 2004, 12:06
Location: Звездный городок

Духовный аспект

Post by putnik »

Из словаря Даля:
ДУХОВНЫЙ, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
|| Относимый к духовенству и званию этому. Духовное родство пуще плотского.
ДУХ
м. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы, диавол, нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье.
|| Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле.
|| Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу.
|| Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости.
|| Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух.
|| Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом значении дух, как жизнь, ниже души; а в высшем значении искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного.

ДУША
{Дух и душа отделены здесь в разные статьи только для удобства при искании производных.} ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем значении человек, с духом и телом; в более тесном;
|| человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем;
|| жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа.
|| Говоря душа, в значении человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния.
|| Душа также душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр. Душа есть бесплотное тело духа: в этом значении дух выше души. Ни души нет дома. Горожане - жители, а селяне души. Человек с сильною, слабою душой, или просто сильная, слабая душа. Взять что на душу, на совесть; принять в чем клятву, присягу; ручаться…
Уважаемые!
Определитесь для начала, что Вы понимаете под "духовным аспектом", из каких составных частей этот "аспект" состоит, как их измерить, т.е. определите четко предмет, который хотите обсудить.
И только затем стоит обсуждать "духовную" составляющую чего-либо.
Алексей.
Posts: 42
Joined: 13 May 2004, 10:03
Location: Волгоградская обл.

Re: Духовный аспект

Post by Алексей. »

Уважаемый putnik!
Думаю каждый человек, имеющий некоторое образование, в целом представляет смысл словосочетания "Духовный аспект" (уверен Вы тоже). Да, эти представления могут не совпадать но, если Вы внимательно прочитаете последнее предложение моего первого здесь сообщения, то, возможно, поймете, что это не имеет значения.
putnik wrote: Уважаемые!
Определитесь для начала, что Вы понимаете под "духовным аспектом", из каких составных частей этот "аспект" состоит, как их измерить, т.е. определите четко предмет, который хотите обсудить.
И только затем стоит обсуждать "духовную" составляющую чего-либо.
Согласен - каждый культурный человек должен в этих терминах разбираться. Но, для этого и есть словари и справочники (Вы сориентировались очень быстро). Вопрос-то в другом - что на ваш (вопрос ко всем знающим) взгляд означают (какой имеют смысл) процитированные мной в начале цитаты. Т.е. цель не докопаться до истины (в этом вопросе ее не найти), а поделиться опытом.
Лично я во многом согласен с выводами sasha(ы).
С уважением, Алексей.
User avatar
Вадим
Posts: 227
Joined: 05 May 2004, 18:33

Post by Вадим »

Духовный аспект в СК есть безусловно. И подозреваю, что он гораздо больше, или скажем, плотнее связан со всем, что мы тренируем, чем я себе сейчас представляю.
Е.И. на тренировках неоднократно, делал, скажем так, намеки, довольно тостые, про все это.. Я бы не хотел здесь выступать глухим телефоном. Может быть кто-нибудь замотивирует Е.И. написать полноценную статью, где он выскажет свой взгляд на эту тему.
А может и не напишет. Потому что кто много знает - плохо спит и мало живет :)))
MasterTom
Posts: 5
Joined: 11 Sep 2004, 18:53
Location: Керчь-Севастополь

Post by MasterTom »

Да нет, просто пока сам не врубишься, слова будут лишь словами.
Расскажи о том, как трудно искать белых котов в белой комнате, тем более, когда они в ней.
putnik
Posts: 59
Joined: 11 Jun 2004, 12:06
Location: Звездный городок

Post by putnik »

"Духовный - все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля…"
Это очень обширное и сложное понятие. У него очень много составляющих. Каждый, вне зависимости от образования, трактует их по-разному. Считаю, что говорить просто о «духовной подготовке» вообще, ее присутствии или отсутствии не совсем корректным, нужно разбираться с ее составляющими. Именно поэтому я привел цитаты из словаря Даля.

Попробую прикоснуться к одной из составляющих.


Бог создал человека по своему образу и подобию. Познавая себя - познаешь Бога.

Н.А. Бернштейн доступно описал двигательный феномен человека («О ловкости…»). Он описал уровни построения движения, уровни «человека» и «зверя»…
Е.И. Мирошниченко создал «Информационную модель…», русскую универсальную систему личной безопасности. Он предложил нам «инструмент», с помощью которого каждый, при желании, может на практике убедиться в наличии этих уровней, проверить на себе схему «человек-зверь» и поработать над своими человеческими качествами.
Эта система позволяет посмотреть насколько ты «зверь», мощный, быстрый, но предсказуемый, а на сколько «человек». Позволяет увидеть (почувствовать) как неосознанно «вылетают» какие-то реакции и насколько ты владеешь возможностями сбора и анализа информации, предвосхищением и управлением, т.е. «человеческим» уровнем. Проверить, ты осознанно принимаешь решение или это твои эмоции, чувства, страхи, стереотипы «рулят» тобой.
Система Мирошниченко позволяет работать над собой (если конечно есть желание, выбор есть всегда) с целью развития человеческих качеств при решении задач личной безопасности, а не только рукопашного боя и, естественно, не только в зале.
Ну и соответственно, работая над развитием своих человеческих качеств при помощи предложенного «инструмента», ты познаешь себя…

С уважением,
putnik
Post Reply